In every wood in every spring there is a different green. (C)
Александр Грин и кривые зеркала

Некоторые люди почему-то считают Грина безоблачным писателем. По-моему, это совершенно не так – и не только из-за его кошмарной жизни "в реале". Мне кажется, у него были свои внутренние демоны – которых он победил.

Так я о зеркалах. Навеяно замечательным постом Элы о двойниках и зеркалах у Грина. А я все думаю о том, что в его книгах есть и много кривых зеркал – зеркал, которые отражают со знаком минус. Вообще-то, даже в «Бегущей по волнам» это есть, ведь в чем-то Биче – полная противоположность Дэзи. В «Джесси и Моргиане» есть вторая Джесси – двойник первой, но и Моргиана тоже ее двойник, только страшный, искаженный, противоположный, вывернутый наизнанку.

А я сейчас вспомнила один из ранних рассказов, название его я прочно забыла – он меня в свое время поразил, настолько показался не то, что не свойственным Грину, а просто-таки несовместимым, немыслимым для него. И все же он есть, значит – был важен почему-то, в какой-то период жизни. В рассказе шла речь о художнике, который писал необыкновенно талантливые картины, но совершенно ужасные. На них были какие-то распотрошенные трупы, какие-то чудовища… И были среди них три картины. На одной изображена была дорога, ведущая на холм, и по дороге идет прочь от зрителя девушка, и как будто вот-вот обернется. И невольно хочется увидеть ее лицо. На второй картине – девушка уже оглянулась, смотрит прямо на зрителя, и она прекрасна. Все, что есть в мире нежного, чистого, неземного, все воплотилось в ее лице. А на третьей картине – та же девушка, так же смотрит она на зрителя, и лицо у нее то же, те же черты, до мельчайших подробностей, но вместо ангела она стала демоном. В ее взгляде, в улыбке – все, что есть в мире порочного, низкого, злобного, отвратительного. Заканчивался рассказ тем, что художник уничтожил две картины, оставив только первую – ту, где девушка еще не оглянулась. Объяснил он это так: те две картины не должны существовать, потому что одна из них – зло, другая – ложь.
Я даже не могу передать, насколько гнетущее впечатление на меня произвел этот рассказ. И не просто потому, что я не состоянии такого взгляда принять, а еще по невероятной степени искренности, с которой говорит об этом художник. Он действительно так думает, так – видит, и это до невероятности тяжело.

@темы: Размышлизмы, Книги

Комментарии
25.07.2009 в 06:55

А Биче действительно отражение Дэзи - причем перевернутое, искаженное, но именно это отражение герой видит первым, причем это тоже отражается в перевернутом виде и двоится - в эпизоде с одинаковыми платьями, когда он первой видит Дэзи, но убежден, что это Биче. И вершина треугольника отражений - Фрези Грант. Трое их. Так же, как в "Джесси и Моргиане" их трое - только уже совсем иначе.
А Рассказ наывался "Искатель приключений" - путешественник Аммон Кут попадает к художнику Доггеру и видит эти три картины...
25.07.2009 в 11:58

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Ela причем это тоже отражается в перевернутом виде и двоится
Ага, ага. Как еще в одном рассказе Грина: "все перевернулось и в перевернутии оказалось на своем месте".
Кстати, "Фанданго" - тоже удивительный рассказ.

Рассказ наывался "Искатель приключений" - путешественник Аммон Кут попадает к художнику Доггеру и видит эти три картины
Спасибо! Точно, я помню, что все было рассказано кем-то, кто попадает к художнику.
25.07.2009 в 12:22

У него есть, на мой взгляд, и еще более углубляющиеся в темную сторону человеческой души рассказы. Например, о художнике, который бросил искусство, женился на рассудительной прозаической женщине и вместе с ней занялся сельским хозяйством. А тайно по ночам рисовал монстров.
25.07.2009 в 12:36

In every wood in every spring there is a different green. (C)
tes3m, да-да, в том-то и дело. Ну не потому он позже писал такие светлые рассказы, что о темном вообще не догадывался. Догадывался, мало того - знал прекрасно. Вообще, откуда это странное представление, будто люди пишут о хорошем исключительно по глупости?
25.07.2009 в 12:39

Лопоуша Догадывался, мало того - знал прекрасно. Вообще, откуда это странное представление, будто люди пишут о хорошем исключительно по глупости?Ну, кому-то приятно ощущать себя умнее Грина.;-) Конечно, он все знал.
25.07.2009 в 13:22

In every wood in every spring there is a different green. (C)
tes3m Конечно, он все знал
Татуировка-то, из "Золотой цепи", неспроста: "Я все знаю". В каждой шутке есть доля... шутки. )))))
25.07.2009 в 15:59

А я всегда говорила, что идиллия - и в жизни, и в литературе - самый трудный жанр. И самый взрослый. И пишут ее как раз те, кто знает далеко не только идиллии.
25.07.2009 в 16:40

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Ela идиллия - и в жизни, и в литературе - самый трудный жанр. И самый взрослый.
Да! Так и есть.