In every wood in every spring there is a different green. (C)
Александр Грин и кривые зеркала
Некоторые люди почему-то считают Грина безоблачным писателем. По-моему, это совершенно не так – и не только из-за его кошмарной жизни "в реале". Мне кажется, у него были свои внутренние демоны – которых он победил.
Так я о зеркалах. Навеяно замечательным постом Элы о двойниках и зеркалах у Грина. А я все думаю о том, что в его книгах есть и много кривых зеркал – зеркал, которые отражают со знаком минус. Вообще-то, даже в «Бегущей по волнам» это есть, ведь в чем-то Биче – полная противоположность Дэзи. В «Джесси и Моргиане» есть вторая Джесси – двойник первой, но и Моргиана тоже ее двойник, только страшный, искаженный, противоположный, вывернутый наизнанку.
А я сейчас вспомнила один из ранних рассказов, название его я прочно забыла – он меня в свое время поразил, настолько показался не то, что не свойственным Грину, а просто-таки несовместимым, немыслимым для него. И все же он есть, значит – был важен почему-то, в какой-то период жизни. В рассказе шла речь о художнике, который писал необыкновенно талантливые картины, но совершенно ужасные. На них были какие-то распотрошенные трупы, какие-то чудовища… И были среди них три картины. На одной изображена была дорога, ведущая на холм, и по дороге идет прочь от зрителя девушка, и как будто вот-вот обернется. И невольно хочется увидеть ее лицо. На второй картине – девушка уже оглянулась, смотрит прямо на зрителя, и она прекрасна. Все, что есть в мире нежного, чистого, неземного, все воплотилось в ее лице. А на третьей картине – та же девушка, так же смотрит она на зрителя, и лицо у нее то же, те же черты, до мельчайших подробностей, но вместо ангела она стала демоном. В ее взгляде, в улыбке – все, что есть в мире порочного, низкого, злобного, отвратительного. Заканчивался рассказ тем, что художник уничтожил две картины, оставив только первую – ту, где девушка еще не оглянулась. Объяснил он это так: те две картины не должны существовать, потому что одна из них – зло, другая – ложь.
Я даже не могу передать, насколько гнетущее впечатление на меня произвел этот рассказ. И не просто потому, что я не состоянии такого взгляда принять, а еще по невероятной степени искренности, с которой говорит об этом художник. Он действительно так думает, так – видит, и это до невероятности тяжело.
Некоторые люди почему-то считают Грина безоблачным писателем. По-моему, это совершенно не так – и не только из-за его кошмарной жизни "в реале". Мне кажется, у него были свои внутренние демоны – которых он победил.
Так я о зеркалах. Навеяно замечательным постом Элы о двойниках и зеркалах у Грина. А я все думаю о том, что в его книгах есть и много кривых зеркал – зеркал, которые отражают со знаком минус. Вообще-то, даже в «Бегущей по волнам» это есть, ведь в чем-то Биче – полная противоположность Дэзи. В «Джесси и Моргиане» есть вторая Джесси – двойник первой, но и Моргиана тоже ее двойник, только страшный, искаженный, противоположный, вывернутый наизнанку.
А я сейчас вспомнила один из ранних рассказов, название его я прочно забыла – он меня в свое время поразил, настолько показался не то, что не свойственным Грину, а просто-таки несовместимым, немыслимым для него. И все же он есть, значит – был важен почему-то, в какой-то период жизни. В рассказе шла речь о художнике, который писал необыкновенно талантливые картины, но совершенно ужасные. На них были какие-то распотрошенные трупы, какие-то чудовища… И были среди них три картины. На одной изображена была дорога, ведущая на холм, и по дороге идет прочь от зрителя девушка, и как будто вот-вот обернется. И невольно хочется увидеть ее лицо. На второй картине – девушка уже оглянулась, смотрит прямо на зрителя, и она прекрасна. Все, что есть в мире нежного, чистого, неземного, все воплотилось в ее лице. А на третьей картине – та же девушка, так же смотрит она на зрителя, и лицо у нее то же, те же черты, до мельчайших подробностей, но вместо ангела она стала демоном. В ее взгляде, в улыбке – все, что есть в мире порочного, низкого, злобного, отвратительного. Заканчивался рассказ тем, что художник уничтожил две картины, оставив только первую – ту, где девушка еще не оглянулась. Объяснил он это так: те две картины не должны существовать, потому что одна из них – зло, другая – ложь.
Я даже не могу передать, насколько гнетущее впечатление на меня произвел этот рассказ. И не просто потому, что я не состоянии такого взгляда принять, а еще по невероятной степени искренности, с которой говорит об этом художник. Он действительно так думает, так – видит, и это до невероятности тяжело.
А Рассказ наывался "Искатель приключений" - путешественник Аммон Кут попадает к художнику Доггеру и видит эти три картины...
Ага, ага. Как еще в одном рассказе Грина: "все перевернулось и в перевернутии оказалось на своем месте".
Кстати, "Фанданго" - тоже удивительный рассказ.
Рассказ наывался "Искатель приключений" - путешественник Аммон Кут попадает к художнику Доггеру и видит эти три картины
Спасибо! Точно, я помню, что все было рассказано кем-то, кто попадает к художнику.
Татуировка-то, из "Золотой цепи", неспроста: "Я все знаю". В каждой шутке есть доля... шутки. )))))
Да! Так и есть.