Семья и школа – для Twistress.
Варнинг:
Будет длинно, потому что тема волнующая, а сказать веско и коротко я не умею.
читать дальшеВообще-то, первое, что приходит на ум: семья и школа – две вещи несовместные. Такая уж у меня инстинктивная реакция.
В учебнике итальянского была такая хохма. Маленький Петруччо приходит домой из школы, веселый и радостный. Мама спрашивает: «Ну что, понравилось тебе в школе?». – «Нет, мама, совсем не понравилось». – «Да как же, ведь ты пришел такой веселый!» - «Мама, не надо путать уход с возвращением!»
А если подумать, наверное, все зависит от того, какая семья и какая школа. Увы, часто получается похоже на ту школу, куда дядя Вернон отправил своего Дадли. Помните – там ученикам давали палки, чтобы колотить друг друга, и говорили, что таким образом дети готовятся к самостоятельной жизни.
Оно конечно, к самостоятельной жизни готовиться надо – хотелось бы только, чтобы этот процесс как-нибудь обходился без травм и душевных шрамов на всю оставшуюся жизнь. И это, видимо, прежде всего зависит от учителей. Если учителя начальной школы на перемене запираются (!) в учительской, предоставляя детям клубиться в коридоре, а когда кто-то к ним постучится, отвечают: «Дайте же хоть на минуту от вас отдохнуть!»…
Моей дочке с начальной школой не повезло. Один из одноклассников позднее в сочинении о первом школьном дне написал так: «Когда я увидел свою первую учительницу, мне захотелось пойти домой». О ней можно бы рассказать многое. Например, стандартный разбор любого диктанта или контрольной в первом-тире-четвертом классе начинался так: «Ну, посмотрим, кто у нас написал хуже всех». Над этим, который хуже всех, предлагалось всем дружно смеяться. Нормальным считалось наказать детей, заставив их стоять весь урок, а тем временем пригласить «в гости» подругу, учительницу соседнего класса, и дружно вдвоем пить чай с конфетами. Однажды, когда чья-то подошва оставила черный след на линолеуме, был устроен настоящий следственный эксперимент – все по очереди выходили к доске и торжественно чиркали ногой по полу: у кого останется след? Поскольку «разоблаченной» оказалась любимая ученица, всем было велено дружно вместе оттирать линолеум ластиками… В какой-то момент, когда дикости достигли уже запредельного размаха, я хотела дочку в срочном порядке оттуда забирать, но она проявила неожиданную твердость, не захотела расстаться с друзьями. В пятом классе она заново училась доверять учителям, не втягивать голову в плечи от учительского голоса. «Представляешь, мама, учительница по русскому на нас не орет. И по истории тоже. И по биологии не орет!». Оказалось, что на уроке МОЖНО задавать вопросы (в младших классах это строжайше воспрещалось). И так далее.
Хуже всего, конечно – когда плохо и в семье, и в школе. Тогда ребенку совсем уже некуда деться. Когда еще я училась в школе, у нас в классе был один мальчик, его отец за двойки порол. Он нам показывал спину – вся в шрамах. Естественно, на уроке он уже не мог думать ни о каких там познаниях, только о том, что будет, если ему опять поставят двойку. А классная руководительница знай себе вопила: опять ты ошибок навалял!
Ну, а зато хорошая школа и хорошие учителя – это счастье. Тогда ребенок на самом деле привыкает сам отвечать за свои действия, рассчитывать силы, строить отношения с одноклассниками и так далее. И просто – ему там интересно. Тогда школа – это не каторга, а нормальная часть жизни.
Большинство учителей из своих старших классов я вспоминаю нежно и с огромным уважением. Они не «воспитывали» нас – в смысле, не поучали и не читали мораль, но на нас действовали просто их поступки изо дня в день, их отношение к работе, их реакция на всяческие события школьной жизни. Бывало всякое среди школьников – кто-то пытался воровать, кого-то вдруг начинали травить и т.д. Но учителя умели каким-то образом сделать так, что это не только прекращалось, а уже и не возникало больше.
Чтобы подвести хоть какое-то саммари. Лучше всего, когда ребенок отправляется в школу каждый день как в увлекательное приключение, пусть и со своими трудностями, а семья для него – та самая надежная гавань, куда всегда радостно вернуться с рассказами о путешествии.
Семья и школа – для Twistress.
Варнинг:
Будет длинно, потому что тема волнующая, а сказать веско и коротко я не умею.
читать дальше
Варнинг:
Будет длинно, потому что тема волнующая, а сказать веско и коротко я не умею.
читать дальше